МИКЕЛАПНДЖЕЛО.


 


ГЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ТЕХНИКА И НАУКА

МИКЕЛАНДЖЕЛО
  (1475-1564)
  Героические эпохи рождают титанов. Творения титанов прославляют эти эпохи в веках. В кипении страстей, сражениях на поле боя и в столкновении мнений, соперничестве талантов формируются гении. Так разряды молний сопровождают буйство стихий, высокое напряжение разнозаряженных сил:
  Зло скудно там, где скуден мир добром,
  И грань меж них проложена нестрого.
  Так писал поэт Микеланджело, более прославленный как скульптор, живописец, архитектор. Он был неутомимым и могучим вдохновенным творцом, не ведающим покоя (тяжкий крест и высокая привилегия гения). В бесформенных глыбах мрамора его воображение видело невоплощенные еще образы, и он высвобождал их резцом, считая своим соавтором саму природу:
 
  Высочайший гений не прибавит
  Единой мысли к тем, что мрамор сам
  Таит в избытке, - и лишь это нам
  Рука, послушная рассудку, явит.
  Хотя конечно же тайна заключена не в материале, а в творце. И потому миллионы изваяний, созданные мастерами разных стран и столетий, чрезвычайно редко одухотворены мыслью и чувством, так как это удавалось сделать Микеланджело.
  Особую выразительность придавала его скульптурам их изменчивость и пластичность в разных ракурсах, а порой - незавершенность, словно сохраняющая мощь каменной глыбы и возможность новых воплощений. Но главное, он в камне выражал свои муки и горести, утоляя неистовую жажду творчества:
 
            Душа моя желает избавленья
  От рабства, лжи, пороков и тоски.
  Свершаю я, всем бедам вопреки,
  Божественное таинство творенья.
 
  Нет, он не мог жаловаться на судьбу, ибо выбрал ее сам, имея возможность жить совсем иначе, не изнуряя себя трудом. Ведь в городе Капрезе, где он родился, его отец занимал высокий пост подеста, правителя. Знатность рода определила и полное имя ребенка: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони.
  Он поступил в латинскую школу во Флоренции, но, проявив склонность и способности к живописи, в 1488 году стал учиться у художника Д. Гирландайо, а затем перешел в школу мастерскую скульптора Бартольдо ди Джованни. В юности жил во дворце Лоренцо Медичи, имея возможность знакомиться с богатыми коллекциями, среди которых были произведения крупных мастеров и памятники античной скульптуры. Следы этого влияния - в лучшем проявлении - заметны на первой его выдающейся работе "Пьета" (1497-1499): тело Иисуса на коленях Марии, молодой женщины, сын для которой и младенец, и юноша, и взрослый мужчина одновременно - жертва во имя любви.
  Микеланджело работал в разных городах Италии. По словам М. Алпатова, "он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен и прямодушен. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. Здесь он заразился восторгом к древности, услышал об учении Платона. Впоследствии на него произвело впечатление народное движение, возглавленное Савонаролой. В лице Микеланджело выступил мастер, который порывы своего творческого воображения оплодотворял философскими раздумьями. Он был всегда художником гражданином. Всю свою жизнь он воспевал в искусстве творческую мощь человека, с оружием в руках защищал свободу родного города". Молодой ваятель проявил не только талант, но и дерзновенность, уверенность в своих силах, взявшись высечь статую из огромного монолита мрамора. Три года он трудился, создавая исполненный спокойного мужества и ума образ юного библейского Давида, готового выйти на бой с великаном Голиафом.
  Восторженные флорентийцы поместили изваяние на одну из главных площадей города.
  С тех пор Микеланджело выполнил много скульптур и живописных работ, главным образом по заказу папы Юлия II. В частности, расписывал в Ватикане Сикстинскую капеллу; создал гробницу Медичи с аллегорическими фигурами - "Утро", "День", "Вечер", "Ночь", символизирующими периоды жизни и состояния души. В уста "Ночи" он вложил слова сонета:
 
  Отрадно спать, а лучше быть скалой,
  Когда царят позор и преступленье
  Не чувствовать, не видеть - облегченье,
  Молчи, мой друг, не нарушай покой.
 
  …Он был поистине титаном эпохи Возрождения. Историк искусств В.Н. Лазарев считал, что "творчество Микеланджело - это один из высочайших взлетов человеческого гения". Не имея больших наград и почестей, не ожидая их и в мире ином, Микеланджело жил и творил вдохновенно и страстно только потому, что не мог иначе. В полной мере воздать ему должное смогли только последующие поколения. А он писал:
 
  Но есть к земным заслугам безразличье
  На небесах, и ждать от них наград -
  Что ожидать плодов с сухого древа.
 
  Одно из наиболее тиражируемых его произведений - изображение Бога Творца, перед моментом соприкосновения с безвольной пока еще рукой Адама. Телесно человек совершенен. Свершилось его телесное воплощение до этого момента; быть может, рожден он матерью Землей. Но это еще не завершенное создание, ибо без одухотворения творческой энергией, без устремленности к высшему он останется лишь внешним подобием божества.
  Нелегкая жизнь и тяжкий труд Микеланджело - типичная судьба гения. Такой дар одни называют - от Бога, другие - от демона, а в действительности он - от человечности. Ибо предназначение личности - проявить себя в творчестве предельно полно, как посчастливилось тем, о ком эта книга (добавим: и тем, кто это понимает и ценит, потому что такие люди творят для всех нас, оправдывая существование человечества)
 

Rambler's Top100